ИСКРА  

  

249340, Калужская область, г. Жиздра, ул. Володарского д. 9
Тел. Редактора 2-15-83    Отдел рекламы 2-13-50    Отдел писем 2-12-67
e-mail:  
iskra@kaluga.ru 

 

20 лет со дня освящения Свято-Покровского храма!

4 апреля 1866 года у Летнего сада в Петербурге прозвучали выстрелы. Стрелял студент Дмитрий Каракозов. Целился он в самого императора Александра II. Последнего спасли быстрая реакция и находчивость - Александр Николаевич кинулся бежать петляя, и студент промахнулся.
В июне того же года в г. Жиздра решено было устроить новую церковь.
Два этих события - громкое дело в столице и возведение храма в провинциальном городке - оказались, как ни странно, связаны друг с другом. Дело в том, что постройкой храма жиздринцы решили увековечить день 4-го апреля 1866 г., в который была спасена "драгоценная жизнь Государя Императора Александра Николаевича от руки убийцы".
Пятая по счету городская церковь строилась в течение 10 лет с 1867 по 1877 г. на средства городского общества и частные пожертвования. Новый каменный храм в честь Покрова Божией Матери был освящен 7 сентября 1877 г. епископом Калужским и Боровским Григорием.   В храме было устроено еще два придела - во имя первоверховных апостолов Петра и Павла и в честь святителя Тихона Задонского.
Святитель Тихон Задонский был прославлен в лике святых в 1861 г. в царствование Александра II, при немалом содействии последнего. И открытие мощей святого назначили на 13 августа по старому стилю (26 августа по новому) в соответствии с личными пожеланиями императора. День 13/26 августа, является также днем памяти Жиздринской иконы "Страстная". Чудотворная икона (велась даже запись чудотворений) находилась в Александро-Невском соборе. А затем след ее затерялся в дебрях революционных перемен. По воспоминаниям старожилов, образа из собора выкидывали и рубили топорами.
Для заведования Покровской церковью указом Калужской духовной консистории назначены были священник и псаломщик, бывшие до тех пор при соборе святого благоверного князя Александра Невского.
Первым настоятелем стал священник Дмитрий Николаевич Никольский. Он родился в Козельске в семье диакона. После окончания Калужской духовной семинарии был определен учителем в Мещовское духовное училище. Позже Дмитрий Николаевич занимал должность помощника инспектора и смотрителя училища. В 1868 г., через четыре года после окончания семинарии, его рукоположили во священники к Жиздринскому Александро-Невскому собору. Вместе с тем отец Дмитрий не оставил и преподавательскую деятельность: преподавал закон Божий в Жиздринском мужском приходском и женском двухклассном училищах, в женской прогимназии. В 1877 г. был перемещен в Покровский храм.
Со временем рядом с храмом выросла каменная колокольня. Внутри храм был разделен на две части - холодную, где служили летом, и теплую, для зимнего периода. В конце XIX в. устроили два новых престола: в честь преподобной Марии Египетской и во имя бессребренников Косьмы и Дамиана. Церковная библиотека насчитывала 305 томов. В 1901 г. открылась школа грамоты. За два года до революции в ней обучалось 17 мальчиков и 8 девочек.
В 1892 г. настоятелем храма стал священник Петр Виноградов, а после него протоиерей Николай Зелепугин.  После октябрьской революции Покровская церковь разделила участь многих российских храмов, т.е. была закрыта. Отца Николая репрессировали и расстреляли 16 ноября 1937 г..
Перед войной жители города заметили необычное явление: колокольня храма, колокола с которой были давно сняты, стала издавать мелодичный звон. Люди во множестве собирались его слушать. Оказалось, что причиной были вибрации, вызванные установленной неподалеку дизельной электростанцией, попадавшие в резонанс со зданием. Явление считалось предзнаменованием грядущих бед, что и оправдалось.
Во время оккупации Жиздры немецкими войсками Покровская церковь открылась (1941-43 гг.). Служил тогда  в ней протоиерей Гавриил Фатеев (1882-1949). Он оказывал большую помощь советским военнопленным. Но молитвенная жизнь возродилась ненадолго, в 1943 г. Покровская церковь была взорвана отступавшим противником.
К 80-м годам все места, где ранее в г. Жиздре располагались храмы, были застроены, оставался только участок, где ранее стояла Покровская церковь. Верующие говорили, что место сохранила сама Матерь Божия. В 1988 г. благодаря стараниям инициативной группы (А.И. Абрамова(†2003), О.И. Кандидатова(†2004), С.С. Захарова) была зарегистрирована община. Верующие сняли частный дом, в котором осенью 1988 г.  игуменом Серафимом (Олиферчуком) были совершены первые богослужения.  В марте 1989 г. настоятелем прихода стал священник Константин Гипп. Летом 1989 г. на месте, где когда-то стояла Покровская церковь, начались раскопки фундамента старого храма. Хотя из-за повреждений, вызванных взрывами, фундамент оказался непригоден для строительства, сам факт масштабных работ, проведенных престарелыми прихожанками на добровольных началах, всколыхнул общественное мнение, и данный участок был выделен под строительство храма. Проект храмового комплекса был выполнен на благотворительной основе группой архитекторов под руководством О.И. Кондратьева (†1999 г.) и сочетает в себе элементы традиционного русского храмового зодчества и современной архитектуры. В 1990 г. был выстроен приходской дом, в котором с 1991 г. совершались богослужения. В настоящее время в доме находятся крестильня, воскресная школа, трапезная, административные помещения, библиотека.
15 июня 1992 г. Архиепископом Калужским и Боровским Климентом был совершен чин основания храма и водружен крест на месте будущего алтаря (алтари прежнего и нового храма примерно совпадают). Особым событием для прихожан и жителей города стало первое богослужение в еще недостроенном храме на Пасху 1995 г. По завершении строительства храм был освящен 4 июля 1998 г. Владыкой Климентом.
Строительные работы финансировались по программе ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, а также на пожертвования жителей района. Из активных участников восстановления, помимо уже указанных, нужно отметить П.А.Талалаеву, которая вывезла большую часть кирпича на строительство, Н.М. Мишину, долгое время несшую послушание алтарницы, В.А. Минакову, А.П.Мартыненкову, В.Д. Коновалову, В.Н. Егорову, Н.Н. Давыдову, Л.Ю. Дегтереву и других.
В храме имеются три чтимые иконы. Две происходят из несохранившегося Успенского храма с. Песочня. Одна из них – Богоматерь «Скоропослушница» – 19 века. Тогда жители деревни собрали деньги и отправили на Афон с просьбой написать для них икону – копию той, что находится в Дохиарском монастыре. Так икона афонского письма появилась в песоченском храме. По вере этих простых людей совершилось чудо - во время войны бомба попала в избу, где сохранялась икона, уцелел только угол, где она стояла. Следы осколков видны на изображении.
Другая - Богоматерь «Калужская» – также была написана в 19 в. и чудом уцелела в революционное лихолетье.  Когда ее передали в наш храм, она была совсем темной, едва можно было на ней различить изображение Божией Матери с книгой в руке. Но когда икону повесили в храме и люди начали перед ней молиться, образ мало-помалу стал просветляться. Отмечены многочисленные случаи благодатной помощи через обе иконы.
 В 2003 году в архивах РАН уроженцем Жиздры художником-реставратором А.И. Васильевым были обнаружены фотографии утерянного чудотворного образа Жиздринской Страстной иконы Божией Матери, которая находилась в Жиздринском соборе. По ним Л. Дегтеревой был выполнен список иконы, освященный 26 августа 2004 г. Икона находится в северном приделе во имя прав. Иоанна Кронштадского. Имеется икона свт. Исаии Ростовского с частицей св. мощей, а также частицы мощей свв. прпп. старцев Оптинских.
В последнее время наладились связи с Герасимо-Болдинским монастырем, и благодаря этому в нашем храме появились частицы мощей прпп. Герасима и Аркадия Болдинских.
Современный Свято-Покровский храм имеет три придела: центральный - в честь Покрова Пресвятой Богородицы, левый — в честь св.прав. Иоанна Кронштадского, правый — в честь Новомучеников Российских.
Это краткий рассказ о прошлом нашего храма. Но задумаемся: ведь за этими сухими цифрами, датами, перечислениями имен и событий стоят живые люди, такие же, как и мы с вами. Они тоже верили, молились, плакали, сомневались и снова верили, как оказалось - не напрасно. Потому что их молитвами и верой возродился из развалин наш храм, в котором мы молимся, куда приводим наших детей и внуков. Теперь мы сами, даже не думая об этом, пишем историю своего прихода. Пусть же в ней будет как можно больше светлых страниц.  

Подготовила Г. АРХИПОВА.